Если вас привлекает история, вы, вероятно, замечали, что в древности часто использовали амфоры с заострённым дном. Возможно, вы задумывались, почему они имели такую форму, и, скорее всего, не находили однозначного ответа. Давайте попробуем сегодня глубже погрузиться в этот вопрос и понять, для чего именно так были устроены эти сосуды.
В Древней Греции и Риме амфоры служили основным средством для транспортировки различных товаров на дальние расстояния. В них перевозили такие продукты, как оливковое масло, вино, мёд и различные соусы. На первый взгляд, подобная тара, если она так широко использовалась, должна быть максимально удобной для перемещения. Однако амфора с заострённым дном неустойчива на ровной поверхности, её даже невозможно поставить. Где же кроется её практичность? Чтобы это понять, нам нужно на время забыть о современных стандартах удобства и взглянуть на то, как мир выглядел тысячи лет назад. В то время основная часть торговли велась морем. Это было не только быстрее и удобнее, но и позволяло кораблям перевозить гораздо больше товаров по сравнению с сухопутными караванами. Так как продукты питания занимали значительную долю среди перевозимых товаров, для их безопасной транспортировки требовалась удобная и экономичная упаковка.
Почему же нельзя было использовать сосуды с плоским дном? На это есть несколько причин. Во-первых, стоит помнить, что вся работа по погрузке и разгрузке выполнялась вручную. Это означало, что оптимальный вес контейнера не должен был превышать 25-30 кг. Если бы дно сосуда было плоским, весь этот вес давил бы на керамическое основание, что повышало бы риск его повреждения, особенно в месте соединения дна и стенок. Во-вторых, любое случайное препятствие, например камешек под плоским дном, могло привести к образованию трещины, из-за чего жидкие продукты, такие как масло или вино, вытекли бы. Даже для сыпучих товаров, таких как зерно, трещина могла стать фатальной.
Кроме того, как объяснял гончар и археолог Грэм Тейлор, во время обжига керамических изделий с плоским дном именно дно подвергалось наибольшему тепловому воздействию. Это многократно увеличивало вероятность растрескивания, что было недопустимо для хранения и перевозки продуктов.
Ещё одной серьёзной задачей была герметизация. Как для жидкостей, так и для сыпучих продуктов требовалась надёжная изоляция, чтобы избежать их порчи. Сосуды с широким горлом сложно было плотно закрыть, а узкое горлышко значительно упрощало этот процесс. Обычно для герметизации использовался воск, и, разумеется, на узкое горло его требовалось гораздо меньше. При этом сосуды с плоским дном и узким горлом не подходили для перевозки, так как не могли быть надёжно уложены друг на друга: узкие горлышки при качке на море могли пробить плоские дна соседних сосудов.
Зато амфоры с острым дном лишены этих недостатков. Во время обжига коническая форма распределяет тепло равномерно по всему сосуду, снижая риск повреждений. Кроме того, заострённое дно предотвращает давление массы продукта на точку соединения дна и стенок, так как фактически никакого дна в привычном понимании нет. Такая форма позволяла укладывать амфоры друг на друга, что было крайне удобно для морских перевозок. На кораблях в качестве балласта в трюмах часто использовали песок, в который амфоры втыкались своим острым дном. Это исключало возможность повреждения от случайного камня под сосудом. Амфоры устанавливались плотными рядами, а промежутки между ними заполнялись следующими амфорами, что создавало надёжную и компактную конструкцию.
Когда амфоры доставляли к месту назначения, их легко можно было извлечь из трюма с помощью верёвки, обвязанной амфорным узлом под расширяющейся горловиной. Это значительно ускоряло процесс разгрузки. Также стоит отметить удобство использования амфор при переливании или пересыпании продуктов. Амфору можно было легко поднять за ручку и за дно и без особых усилий, в одиночку, перелить из неё, например, 26 литров масла — именно столько вмещала стандартная амфора.
Таким образом, амфора с её необычной формой, несмотря на первоначальную непрактичность с точки зрения современного человека, оказалась идеальным сосудом для транспортировки и на протяжении веков оставалась основным контейнером для перевозки товаров.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.