Еще несколько лет назад мир был охвачен новостью о действиях сомалийских пиратов. Эти смелые и безжалостные люди, захватывавшие корабли, орудовали в водах Индийского океана, парализуя мировую торговлю и нанося ущерб в миллиарды долларов. О них снимали документальные фильмы, писали статьи, создавая образ страшных корсаров. Но внезапно все это исчезло. Где же подевались эти опасные разбойники, чьи действия держали в страхе весь регион и не одну мировую державу?
Чтобы понять, что стало с сомалийскими пиратами, важно сначала разобраться, как они появились. История их возникновения достаточно проста. Сомали, освободившееся от итальянской колониальной зависимости после Второй мировой войны, вскоре оказалось втянуто в хаос. Страна погрузилась в гражданскую войну, кровавую и бессмысленную, которая разрушила инфраструктуру и сделала страну одной из самых бедных и опасных в мире. В условиях нестабильности и голода местные жители начали искать способы выживания. Изначально многие занимались рыболовством, однако богатства местных вод быстро истощились, а браконьеры со всего мира продолжали беспощадно вылавливать рыбу, не обращая внимания на законы. К тому же западные суда начали сбрасывать в воды Сомали токсичные отходы, что еще больше усугубляло ситуацию.
Вместо того чтобы надеяться на помощь извне, жители страны начали искать другие способы заработка. В начале 2000-х годов, когда ситуация с продовольствием становилась все более критической, они обратили внимание на богатые морские пути, проходящие через Аденский залив, который соединяет Европу с Индией и Ближним Востоком. Тогда у сомалийцев родилась идея: «Вчера мы были рыбаками, а сегодня станем пиратами». Иначе не выжить.
Первая серьезная атака произошла в 2005 году, когда сомалийские пираты захватили несколько иностранных судов. Однако настоящий расцвет пиратства пришелся на 2010 год, когда они захватили почти 50 судов, выкуп за которые составил колоссальные 250 миллионов долларов. Это была настоящая сенсация, а для бедных сомалийцев такие деньги казались сказкой. За один захваченный корабль пираты могли получить до 50 тысяч долларов, что для них было состоянием.
Самым громким случаем было захват американского судна в 2009 году. Это был первый случай за двести лет, когда американский корабль стал жертвой пиратов. Однако США не стали платить выкуп и отправили команду "Морских котиков", которые перебили пиратов и освободили судно.
Не обошло стороной пиратство и российские интересы. В 2010 году сомалийцы захватили российский танкер «Московский университет», но с помощью спецназа и военно-морского флота России экипаж был спасен, а пиратов отправили обратно в море.
Интересно, что сомалийские пираты, несмотря на свою жестокость, вели себя сдержанно, когда захватывали суда. На своих быстрых катерах или лодках они подкрадывались к кораблям, открывали предупредительный огонь, часто лишь в воздух, и требовали выкуп. Сумма обычно составляла 10% от стоимости захваченного судна, и в случае необходимости можно было торговаться.
Как правило, они не трогали ни команду, ни пассажиров. Пока шла подготовка к передаче выкупа, экипажи спокойно проводили время в сомалийских портах, наслаждаясь местной едой и атмосферой. Пираты зачастую объясняли свои действия следующим образом: «Нам нечего есть, вы забрали нашу рыбу, но мы не хотим никого убивать. Просто заплатите нам, и можете идти дальше». Этот образ примирения с жертвами добавлял пиратам некой романтики, а их действия становились почти героическими.
Множество пиратов стали местными знаменитостями. Одним из самых известных был Хасан Абди, который начинал как обычный налетчик, а затем стал лидером целой пиратской флотилии.
Сомалийские пираты, вооруженные автоматами Калашникова, на фоне безбрежного океана часто становились объектами фотосессий, что добавляло им еще больше славы. Их снимали на обложки журналов, и многие известные фотографы стремились запечатлеть этих экзотических разбойников.
Однако вскоре ситуация начала изменяться. Судоходные компании стали нанимать частные охраны для защиты своих судов. ООН также начала бороться с пиратами, построив три тюрьмы для сомалийцев в Восточной Африке. Вдобавок, страны НАТО стали активно преследовать пиратов в море. Даже Китай и Индия, никогда не покидавшие свои территориальные воды, направили свои военные корабли к сомалийским берегам.
Особенно активно боролись с пиратами богатые арабские шейхи из ОАЭ, терявшие миллионы на выкупах своих нефтяных танкеров. Они начали вкладывать большие средства в борьбу с пиратами, наняв наемников из известной ЧВК Blackwater, которые стали уничтожать не только пиратов на воде, но и разрушать их базы на суше. Параллельно шейхи создали свою морскую полицию, которая теперь контролирует побережье Сомали.
Кроме того, сомалийские пираты лишились поддержки со стороны исламистской группировки «Харакат аш-Шабаб», которая раньше позволяла пиратам использовать свои подконтрольные порты для перевала грузов. Когда эту группировку уничтожила армия Сомали, поддержанная войсками Кении, пиратам стало сложнее продолжать свою деятельность.
В результате, к середине 2010-х годов сомалийские пираты были либо уничтожены, либо арестованы. Последний случай нападения на судно в этом регионе зафиксировали в 2017 году. Однако для большинства сомалийцев ситуация не изменилась. Страна по-прежнему остается в нищете, а местные жители продолжают жить в условиях постоянных войн и конфликтов, не имея других способов выживания.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.