Жизнь на Крайнем Севере всегда была суровой, и местные народы веками изобретали уникальные способы выживания в таких условиях. Одним из таких народов являются чукчи, которые на протяжении многих столетий практиковали полигамию и обмен женами. Почему это стало необходимым?
Основной причиной является малая численность чукотских племен, гигантские просторы и невероятная ценность женщины для продолжения рода. Проблема, корни которой уходят в далекое прошлое, когда маленькие племена сталкивались с угрозой исчезновения из-за низкой численности населения и дефицита женщин. Если в племени оставалась слишком малая численность, исчезновение женщин могло привести к вымиранию всего народа.
Вторая проблема, с которой сталкивались чукчи, — это генетические болезни. Из-за изоляции их общины женщины часто переходили от одного мужчины к другому, в том числе к родственникам, что приводило к кровосмешению и мутациям.
Таким образом, в представлении чукчей женщины становились коллективной собственностью всего племени, и их роль в поддержании жизни и здоровья общества была крайне важной. До середины XX века чукчи придерживались законов, которые сейчас могут показаться странными. Например, в случае смерти мужа вдова переходила к брату или другому близкому родственнику, который обязан был взять её в жены и позаботиться о ней и её детях. Эта традиция, называемая левиратом, помогала сохранить численность племени и защитить женщину от голодной смерти. Таким образом, она становилась второй женой родственника, а проблема кровосмешения отошла на второй план, ведь для племени было важнее сохранить жизнь вдовы и её детей.
Еще одной интересной традицией чукчей было так называемое "нэвтумгыт" — обмен женами. Это соглашение между мужчинами, заключавшими дружественные союзы, позволяла сдавать своих жен друг другу, по сути сдавая их в аренду. Взамен они могли получить чужую жену на некоторое время. Это считалось частью дружеских отношений, и каждый участник соглашения продолжал вести свое хозяйство отдельно. Дети, родившиеся в ходе обмена, считались братьями и сестрами, и их браки были запрещены. Такая практика позволяла разнообразить род, не допустив чрезмерной изоляции.
Интересно, что чукчи не только обменивались женщинами между собой, но и с белыми людьми. В 1924 году газета "Полярная звезда" рассказывала о том, как чукчи предлагали своим женщинам коммунистам в обмен на товары, оружие, алкоголь и табак.
Однако не всегда мирное сосуществование было возможным. Чукчи, чтобы обеспечить выживание своего народа и освежить род, устраивали набеги на соседние племена, а также на другие народы, например, на американских эскимосов, захватывая женщин. Столкновения и войны по поводу женщин были частым явлением на Чукотке. В 1947 году даже вмешался Сталин, поручив флоту закрыть Берингов пролив, чтобы предотвратить возможный конфликт с Америкой из-за чукчей.
Традиция проката женщин прекратилась только в 1960-е годы, когда Советский Союз обеспечил Чукотку ресурсами и деньгами, привнеся новые цивилизационные нормы. Несмотря на это, забота о вдовах на Чукотке осталась важной частью культуры, и родственники по-прежнему помогают им в трудные времена.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.