Современная авиация, как известно, практически не ограничена в географических пределах. Однако существуют территории, которые пилоты предпочитают обходить стороной. Одним из таких регионов является Тибет — обширное плато в Центральной Азии, которое считается самым высоким в мире. Основная часть этой территории находится на высоте не менее 4 километров над уровнем моря.
Тибетское нагорье покрыто множеством горных хребтов и систем. Например, на севере его окаймляет цепь Куньлунь, немного южнее располагается Хребет Тангла, который как бы делит Тибет на две части. А с южной стороны его окружает величественная дуга Гималаев — самой высокой горной системы на планете. Девять из четырнадцати высочайших вершин мира находятся именно здесь, что создает значительные трудности для пролета большинства гражданских самолетов через это воздушное пространство.
С юридической точки зрения, полеты над Гималаями не запрещены. Для этого авиакомпаниям нужно всего лишь получить специальное разрешение от китайских властей. Однако, выполнение данного условия сопряжено с определенными сложностями, так как требуется модификация воздушного судна. В частности, необходимо доработать кислородные системы на борту. Но почему это так важно для китайских властей?
Главной причиной является обеспечение безопасности пассажиров. Современные лайнеры обычно летают на высоте от 10 до 12 километров, и выбор такой высоты не случаен — на этой высоте воздух менее плотный, что способствует достижению самолётом крейсерской скорости. Однако низкая плотность воздуха также означает снижение концентрации кислорода. На такой высоте человек, оказавшийся вне герметичной кабины самолета, потерял бы сознание уже через 15 секунд из-за нехватки кислорода.
Именно для таких ситуаций на борту самолета предусмотрены кислородные маски, которые активируются при разгерметизации. В соответствии с нормами безопасности, запас кислорода в масках рассчитан на 20 минут — этого времени обычно хватает, чтобы пилоты снизили высоту до 2-3 километров, где кислородные маски уже не требуются. Однако над гористой местностью Тибета опустить самолёт до безопасной высоты не получится. Пилотам пришлось бы пролететь около 500 километров, чтобы иметь возможность начать снижение, и стандартные 20 минут в таких условиях могут оказаться недостаточными. Именно поэтому китайские власти предъявляют столь строгие требования.
Авиакомпаниям проще внести изменения в маршруты, обходя Тибет, чем дорабатывать воздушные суда и получать сложные разрешения. Большинство из них предпочитает этот путь, избегая дополнительных расходов на модернизацию самолетов.
Существует и другая техническая причина для избегания полетов над Тибетом. Малое расстояние между горными вершинами и высотными эшелонами, по которым проходят маршруты гражданских самолетов, увеличивает вероятность столкновения с зонами турбулентности. Хотя турбулентность сама по себе не представляет угрозы для современных самолетов, неприятные ощущения от сильной тряски никому не добавляют удовольствия от полета.
Еще одним регионом, над которым редко можно встретить пассажирские самолеты, является Антарктида. Причины, по которым авиалинии избегают этого континента, также очевидны.
Во-первых, на Антарктиде крайне мало аэродромов. На всем континенте есть только три взлетно-посадочные полосы, предназначенные для научных и исследовательских экспедиций. Они работают нерегулярно, ориентируясь на погодные условия. В таких обстоятельствах регулярные полеты над Антарктидой становятся небезопасными.
Однако главная причина заключается в том, что полеты через этот регион просто невыгодны с коммерческой точки зрения. В Южном полушарии практически отсутствуют маршруты, которые логично пересекали бы Южный полюс. Даже если соединить на карте самую южную точку Южной Америки с Австралией или Новой Зеландией, путь все равно пройдет севернее Антарктиды. Следовательно, полет через этот континент только удлиняет маршрут, что экономически нецелесообразно.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.