Моряки всегда были символом храбрости и самоотверженности, посвящая свою жизнь морским просторам и опасным приключениям. Эти люди, стоявшие у истоков многих легенд, бросали вызов стихиям, исследовали неизведанное и часто становились образцом мужества. Их повседневная одежда отличалась практичностью и соответствовала всем требованиям непростой службы. Одной из самых узнаваемых деталей их гардероба стали брюки клеш, которые сегодня ассоциируются с эпохой парусников и морских открытий.
Среди историков и исследователей происхождение этих брюк вызывает интерес, хотя точного ответа на вопрос об их возникновении нет. Однако большинство сходится во мнении, что их уникальный покрой обусловлен в первую очередь утилитарностью. Плавные линии и расширенные книзу штанины делали эту одежду особенно удобной для выполнения повседневных задач на корабле.
Впервые широкие брюки, по форме напоминающие колокола, появились еще в те времена, когда мореходы бороздили воды на парусных судах. Само название, как утверждают исследователи, происходит от французского слова, означающего «колокол». Например, в начале XIX века в документе коммодора Стивена Декатура, датированном 1813 годом, упоминается одежда американских моряков: синие куртки с пуговицами, парусиновые шляпы с широкими полями и, конечно же, широкие брюки, снабженные пуговицами для удобства.
В британском Королевском флоте того времени, несмотря на знаменитый стиль их униформы, широкие клеши так и не прижились. Там часто использовали термин «клеши», обозначая штаны с широкими штанинами, хотя они не всегда доходили до лодыжек. Что касается Российской империи, то мода на такие брюки появилась несколько позже, а сам их покрой часто называли как «трубы», так и «клеши». На тот момент матросы предпочитали одежду из хлопка или парусины, которая легко справлялась с морскими ветрами и влагой.
Брюки клеш стали своеобразной визитной карточкой морской униформы благодаря нескольким ключевым особенностям. Во-первых, они обеспечивали исключительный комфорт и свободу движений на палубе. Широкие штанины позволяли легко маневрировать, выполнять работу, связанную с поддержанием порядка на судне, и даже быстро закатываться, если это требовалось для очистки палубы или выхода на сушу. Этот практичный крой идеально подходил для выполнения сложных задач, будь то подъем по мачте или работа в сложных погодных условиях.
Кроме удобства, клеши играли важную роль в защите от холода и сырости. Расширенный покрой брюк создавал воздушную прослойку между тканью и кожей, что особенно важно для выживания в холодных широтах. Эти брюки также легко снимались в экстремальных ситуациях, например, если моряку нужно было быстро раздеться в воде. Такой дизайн спасал жизни, особенно когда речь шла о тренировках по выживанию: матросы учились завязывать узлы на штанинах и надувать их, превращая брюки в импровизированный спасательный плот.
Интересной деталью кроя был «лацбант» – застежка, которая располагалась на передней части брюк. Она позволяла быстро снимать одежду даже в воде, что повышало шансы моряков на выживание в чрезвычайных ситуациях. Вместо пуговиц использовались клапаны, застегивавшиеся по бокам у карманов, что исключало риск зацепиться за конструкции корабля при маневрировании. Такой крой, дополненный практичными материалами, как фланель, идеально подходил для морских условий.
Особую популярность клеш приобрел не только среди моряков, но и в светском обществе. Их расклешенный силуэт стал символом статуса, мужества и принадлежности к морской культуре. Тем не менее, в XIX веке клеш не являлся обязательным элементом формы моряков Российской империи, где долгое время предпочитали прямые брюки из сукна или шерсти. Однако изменения в условиях службы и уход парусных судов в историю способствовали появлению более современных версий униформы, в том числе и брюк клеш.
В начале XX века клеш получил неожиданную популярность благодаря самим морякам, которые находили творческие способы модифицировать свои штаны. Один из методов заключался в том, чтобы вставлять внутрь штанин фанеру, замачивать их водой и оставлять на ночь. Утром штаны обретали характерный расширенный силуэт, что не всегда нравилось офицерам. Тем не менее, к 1910 году расклешенные брюки стали настолько популярными, что даже высшие чины начали носить их.
Эта мода распространилась и за пределы флота, став частью повседневной жизни молодежи и студентов. После февральской революции матросы видели в ношении клешей способ выразить протест против старых порядков. Иногда их ширина достигала абсурдных размеров, но это лишь подчеркивало силу духа тех, кто их носил. Во время Второй мировой войны популярность клешей сохранилась, особенно среди юнг, проходивших обучение в школах морского дела.
К середине XX века расклешенные брюки стали редкостью в официальной форме, уступив место более современным моделям. Тем не менее, их вклад в морскую культуру остается неоценимым, а их символическое значение – неоспоримым. Клеши навсегда останутся в истории как элемент, объединивший практичность, стиль и дух времени.
Интересно, что широкие брюки клеш оказались не только функциональными, но и вдохновили на создание модных тенденций вне морской среды. В 1960–1970-х годах стиль расклешенных брюк пережил новый расцвет благодаря культуре хиппи. Именно тогда клеши стали символом свободы, протеста против устоев и индивидуального самовыражения. Однако немногие знают, что вдохновение для такого модного тренда было позаимствовано из морской униформы, которая уже много веков олицетворяла независимость и смелость. Таким образом, морские традиции неожиданно перекочевали в городскую среду, оказав значительное влияние на современную моду.
Комментарии
:
На ДМБ 73 уходил с корабля в клешах в размер ботинками 43 размера.
Опубликовано: 11.12.2024
Александр:
Я тоже служил на флоте, домой ехал в ушитой голанке и расклешеных брюках
Опубликовано: 12.12.2024
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.