Многие из нас, наблюдая старинные изображения или фильмы, наверняка замечали, что благородные дамы прошлого всегда садились на лошадь боком. Такой необычный способ верховой езды вызывает закономерный вопрос: что же послужило причиной столь специфического положения в седле? Ведь традиционная посадка, которую издавна предпочитали мужчины, выглядит более удобной и функциональной. Можно ли предположить, что это был всего лишь прихотливый каприз или даже насмешка над женщинами? На самом деле ответ куда проще и прозаичнее.
Причина женского способа езды скрывается в конструкции специального седла, которое отличалось от мужского наличием двух изогнутых выступов — «лук», расположенных с левой стороны. Эти «рога» служили для опоры ног и позволяли дамам сохранять устойчивость. Интересно, что ранние версии таких седел значительно отличались от тех, что стали популярными в XIX веке. Вначале они даже оснащались специальными ступеньками, чтобы облегчить дамам процесс посадки на лошадь, хотя позднее от этого элемента отказались.
Определить точное время появления первого дамского седла сложно, но историки уверены, что такие конструкции существовали уже в XIV веке. Известно, например, что одно из первых дамских седел принадлежало супруге английского короля Ричарда II — Анне Богемской. Однако можно с большой долей уверенности предположить, что эта традиция появилась значительно раньше, возможно, за столетие до упомянутого времени или даже ранее. Однако важнее понять, зачем такое седло понадобилось вообще. Чтобы разобраться, нужно окунуться в историческую реальность Средневековья и даже заглянуть в эпоху заката античности.
Верховая езда, особенно с использованием стремян, далеко не так комфортна, как может показаться. Те, кто проводил в седле долгие часы, знают, насколько это изнурительно: натираются бедра, болит спина, а после особенно долгих поездок последствия можно сравнить разве что с многокилометровой поездкой на велосипеде. Даже при наличии специальной одежды седло могло доставлять серьезные неудобства, вплоть до кровавых мозолей. В данном случае дело вовсе не в анатомических различиях между мужчинами и женщинами — травмы, полученные от езды, одинаково опасны для здоровья любого пола.
Ключевую роль здесь играла одежда. На рубеже эпох гунны, ворвавшиеся в Европу из Азии, принесли с собой не только стремена, но и удобные для езды чулки. Эти два изобретения стали революцией как в военном деле, так и в моде. Без стремян было невозможно развивать тяжёлую рыцарскую конницу, а чулки позволяли долгие поездки, защищая кожу от натираний. Со временем именно этот элемент гардероба стал символом мужского статуса. Чулки отличали знатного рыцаря или военачальника от простолюдина, а мужчину-воина — от женщины, чья основная роль тогда сводилась к рождению детей и хранению семейного очага.
В культуре Средневековья одеть женщину в мужские чулки было столь же неуместно и шокирующе, как если бы в наши дни мужчина появился в вечернем платье. Это табу сохранялось веками. Однако знатные дамы нередко сопровождали мужей, особенно в дальних путешествиях, и потому необходимость адаптировать посадку на лошади стала очевидной. Поскольку лошадь в то время была незаменимым транспортным средством, конструкция дамского седла позволяла женщинам путешествовать в платьях и без чулок, сохраняя при этом достоинство и удобство.
Мало кто знает, что дамское седло имело еще одно интересное назначение: оно служило своеобразным маркером статуса его обладательницы. Если мужчина мог с легкостью оседлать любую лошадь, то для женщин часто изготавливались индивидуальные седла, украшенные богатым орнаментом, драгоценными камнями или гербами рода. Такие изделия были настоящими произведениями искусства, и их внешний вид мог многое рассказать о положении дамы в обществе. Например, королевские особы и жены богатых аристократов нередко заказывали седла, изготовленные на заказ лучшими мастерами, демонстрируя свое влияние и привилегии.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.