Инженерная мысль способна преодолевать любые преграды, и это особенно ярко проявилось в советской действительности конца 1980-х годов. Несмотря на существование «железного занавеса», советские конструкторы не отставали от мировых автомобильных тенденций, в том числе в области технических новшеств и дизайна. В те годы создание самодельных автомобилей стало настоящим движением. Специальные журналы публиковали чертежи необычных транспортных средств, а газеты рассказывали о созданных своими руками машинах.
Александр Кулыгин, инженер из Ухты и электрик, был одним из энтузиастов, вложивших огромное количество времени и усилий в создание автомобиля своей мечты.
Работая в Доме пионеров, где он руководил техническим кружком, Кулыгин добился значительных успехов. Под его началом юные инженеры создали шестиколёсный вездеход «Ухта» в 1979 году. Следующим его проектом должен был стать спортивный автомобиль, о котором он мечтал.
Созданный им автомобиль «Панголина» сильно напоминал Lamborghini Countach от ателье Bertone. Возможно, это было простым совпадением, а возможно, Кулыгин целенаправленно скопировал дизайн известного суперкара. В любом случае, результат впечатлял.
Дизайн автомобиля отличался простыми, рублеными формами с множеством прямых линий, что придавало ему эффектный внешний вид. Особенностью конструкции была возможность изготавливать кузовные панели методом выклейки на фанерной мастер-болванке. Все элементы кузова были сделаны из стеклопластика. Согласно распространённой в то время практике, сначала изготавливалась трубчатая рама, на которую крепились панели.
«Панголина» отличалась отсутствием традиционных дверей – вместо них передняя часть автомобиля, выполненная в форме «колпака», поднималась с помощью гидравлических цилиндров. Однако эта система была не очень надёжной: цилиндры иногда заклинивало, и Кулыгину приходилось прилагать немалые усилия, чтобы выбраться. «Колпак» был тяжёлым, и поднять его самостоятельно было невозможно.
Лобовое стекло автомобиля было позаимствовано у автомобиля «РАФ», а дворники, которые потребовались в двух экземплярах, адаптировали от автобуса «Икарус».
Инженер сделал их уникальными – «ломающимися», благодаря чему очищалось около 95% поверхности стекла. Это был выдающийся результат даже по современным меркам.
Кулыгин также оснастил своё творение модным элементом тех лет – выдвижными фарами. Эти фары находились в центре капота и представляли собой отдельную секцию из четырёх светильников. Такое решение улучшало аэродинамику автомобиля в дневное время, когда основной свет не требовался.
Конструктор мечтал об оппозитной силовой установке, как у автомобилей Subaru, но из-за реалий советской эпохи пришлось использовать двигатель ВАЗ объёмом 1,2 литра и мощностью 62 лошадиные силы. Для снижения лобового сопротивления двигатель был размещён практически по центру рамы за передней осью. Лёгкий стеклопластиковый кузов и продуманная аэродинамика позволяли «Панголине» развивать скорость до 180 км/ч, несмотря на стандартный двигатель. В то время автомобили «Жигули» не могли достигать такой скорости.
Завершив строительство «Панголины» в Ухте, Кулыгин решил перевезти её в Москву. Однако из-за небольшого клиренса, не подходящего для советских дорог в отдалённых районах, поездка своим ходом была невозможна. Поэтому автомобиль отправили в столицу на платформе поезда.
В середине и конце 1980-х годов «Панголина» Кулыгина достигла вершины своей популярности. Автомобиль участвовал в многочисленных всесоюзных автопробегах и в 1985 году был представлен на международной выставке EXPO-85 в Болгарии. Машина и её создатель купались в лучах славы, о них писали газеты и журналы.
В 1990-х годах Кулыгин эмигрировал в США. Подмосковный бизнесмен приобрёл автомобиль и серьёзно переделал его кузов, возможно, после аварии. В середине 90-х кузов был изменён, и так как матрицы были уничтожены, решили убрать крышу.
Оказалось, что крыша служила силовым элементом, и после её удаления кузов начал проседать. Чтобы исправить это, под днище приварили усиливающие балки. Автомобиль был перекрашен в красный цвет «Феррари», а оригинальный «ломающийся» дворник заменили обычным стеклоочистителем от ВАЗ-2108.
Позже автомобиль был продан музею издания «Авто-Ревю», где некоторое время находился на экспозиции. После закрытия музея «Панголина» осталась в неудовлетворительном состоянии, требующем серьёзного восстановления кузова и некоторых агрегатов. Сегодня её можно увидеть в музее на Рогожском валу.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.