Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
"Панголина" - история и судьба суперкара из СССР

Инженерная мысль способна преодолевать любые преграды, и это особенно ярко проявилось в советской действительности конца 1980-х годов. Несмотря на существование «железного занавеса», советские конструкторы не отставали от мировых автомобильных тенденций, в том числе в области технических новшеств и дизайна. В те годы создание самодельных автомобилей стало настоящим движением. Специальные журналы публиковали чертежи необычных транспортных средств, а газеты рассказывали о созданных своими руками машинах.

Самоучка из Ухты

Александр Кулыгин, инженер из Ухты и электрик, был одним из энтузиастов, вложивших огромное количество времени и усилий в создание автомобиля своей мечты. 

Работая в Доме пионеров, где он руководил техническим кружком, Кулыгин добился значительных успехов. Под его началом юные инженеры создали шестиколёсный вездеход «Ухта» в 1979 году. Следующим его проектом должен был стать спортивный автомобиль, о котором он мечтал.

Созданный им автомобиль «Панголина» сильно напоминал Lamborghini Countach от ателье Bertone. Возможно, это было простым совпадением, а возможно, Кулыгин целенаправленно скопировал дизайн известного суперкара. В любом случае, результат впечатлял.

Дизайн автомобиля отличался простыми, рублеными формами с множеством прямых линий, что придавало ему эффектный внешний вид. Особенностью конструкции была возможность изготавливать кузовные панели методом выклейки на фанерной мастер-болванке. Все элементы кузова были сделаны из стеклопластика. Согласно распространённой в то время практике, сначала изготавливалась трубчатая рама, на которую крепились панели.

«Панголина» отличалась отсутствием традиционных дверей – вместо них передняя часть автомобиля, выполненная в форме «колпака», поднималась с помощью гидравлических цилиндров. Однако эта система была не очень надёжной: цилиндры иногда заклинивало, и Кулыгину приходилось прилагать немалые усилия, чтобы выбраться. «Колпак» был тяжёлым, и поднять его самостоятельно было невозможно.

Лобовое стекло автомобиля было позаимствовано у автомобиля «РАФ», а дворники, которые потребовались в двух экземплярах, адаптировали от автобуса «Икарус».

Инженер сделал их уникальными – «ломающимися», благодаря чему очищалось около 95% поверхности стекла. Это был выдающийся результат даже по современным меркам.

Кулыгин также оснастил своё творение модным элементом тех лет – выдвижными фарами. Эти фары находились в центре капота и представляли собой отдельную секцию из четырёх светильников. Такое решение улучшало аэродинамику автомобиля в дневное время, когда основной свет не требовался.

А что под капотом?

Конструктор мечтал об оппозитной силовой установке, как у автомобилей Subaru, но из-за реалий советской эпохи пришлось использовать двигатель ВАЗ объёмом 1,2 литра и мощностью 62 лошадиные силы. Для снижения лобового сопротивления двигатель был размещён практически по центру рамы за передней осью. Лёгкий стеклопластиковый кузов и продуманная аэродинамика позволяли «Панголине» развивать скорость до 180 км/ч, несмотря на стандартный двигатель. В то время автомобили «Жигули» не могли достигать такой скорости.

Завершив строительство «Панголины» в Ухте, Кулыгин решил перевезти её в Москву. Однако из-за небольшого клиренса, не подходящего для советских дорог в отдалённых районах, поездка своим ходом была невозможна. Поэтому автомобиль отправили в столицу на платформе поезда.

В середине и конце 1980-х годов «Панголина» Кулыгина достигла вершины своей популярности. Автомобиль участвовал в многочисленных всесоюзных автопробегах и в 1985 году был представлен на международной выставке EXPO-85 в Болгарии. Машина и её создатель купались в лучах славы, о них писали газеты и журналы.

Как сложилась судьба машины в 90-х?

В 1990-х годах Кулыгин эмигрировал в США. Подмосковный бизнесмен приобрёл автомобиль и серьёзно переделал его кузов, возможно, после аварии. В середине 90-х кузов был изменён, и так как матрицы были уничтожены, решили убрать крышу.

Оказалось, что крыша служила силовым элементом, и после её удаления кузов начал проседать. Чтобы исправить это, под днище приварили усиливающие балки. Автомобиль был перекрашен в красный цвет «Феррари», а оригинальный «ломающийся» дворник заменили обычным стеклоочистителем от ВАЗ-2108.

Позже автомобиль был продан музею издания «Авто-Ревю», где некоторое время находился на экспозиции. После закрытия музея «Панголина» осталась в неудовлетворительном состоянии, требующем серьёзного восстановления кузова и некоторых агрегатов. Сегодня её можно увидеть в музее на Рогожском валу.

Комментарии

Ничего не найдено.

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Смотрите также
Почему Екатерина II запретила совместные бани для женщин и мужчин?
Когда-то в России были популярны общие бани, но Екатерина II их запретила. Рассказываем, почему так случилось.
Как именно на Руси узнавали, откуда берутся дети?
На Руси не было полового воспитания, но при этом все знали, откуда берутся дети.
Запрещённые породы кошек: какие и почему?
Что заставило их быть вне закона или притворяться другим животным
"Не для каждого": самые дорогие советские мотоциклы
Некоторые советские мотоциклы были дороже других, и вот почему!
Удивительная судьба «мужика с пивом» из «Кавказской пленницы»
Этого второстепенного персонажа из «Кавказской пленницы» нет даже в титрах, но он далеко не так прост, как кажется!
Как грузин Иосиф Сталин относился к армянам?
Всем известно, что Иосиф Сталин был грузином, но как он относился к армянам?