Многие из нас наверняка замечали бетонные заборы с характерным узором в виде объемных ромбовидных элементов, напоминающих форму вальмовой крыши. Этот тип ограждений стал практически символом советской архитектуры благодаря своей массовой популярности.
Автором этого узнаваемого дизайна является архитектор Б. Лахман, который в 1974 году разработал проект ограждения для конструкторского бюро «Мосгорстройматериалы». Модель получила обозначение ПО-2 (плита ограждения) и вошла в альбом типовых конструкций ИЖ 31-77, куда были включены железобетонные изделия для сборных оград. Конструкция имела стандартные размеры: три метра в высоту, два с половиной метра в длину и пятнадцать сантиметров в толщину.
Проект включал не только ПО-2, но и другие модификации, такие как ПО-1, ПО-3, ПО-4, ПО-11 и так далее. Однако именно вариант ПО-2 оказался наиболее востребованным и стал своего рода эталоном среди бетонных ограждений. Плита весила 1,42 тонны, содержала 0,566 кубометра бетона марки М200 и 27,2 килограмма арматуры. При установке такие плиты монтировались в специальные бетонные короба, которые иногда дополнительно углубляли, чтобы исключить возможность проникновения под забором. Были и модификации с закрытым пространством между плитами и опорами, что также усиливало защитные свойства ограждения.
Интересной вариацией ПО-2 стала самостоящая конструкция ЭО 2.5х2.5. Но почему именно ромбовидный узор, а не, скажем, текстура кирпича или природного камня, получил такое распространение? Помимо очевидной вандалоустойчивости бетонных заборов, именно эта текстура имела ряд ключевых преимуществ.
Во-первых, ограждение с таким объемным рисунком особенно выразительно выглядит при боковом освещении: игра света и тени на гранях создает контраст, который оживляет внешний вид. Во-вторых, гладкость конструкции предотвращает накопление грязи и пыли, что могло бы стать проблемой для текстур, имитирующих кирпичную или каменную кладку, где загрязнения скапливаются в швах.
Дополнительно стоит упомянуть и акустические свойства таких заборов. Благодаря сложной геометрии поверхности, они частично поглощают и рассеивают звуковые волны. Этот принцип используется в студиях звукозаписи, где применяют панели из поролона с пирамидальной текстурой для контроля акустики.
Однако главная причина массового распространения ПО-2, вероятно, кроется в том, что этот тип ограждения был утвержден в официальной документации, которая служила обязательным ориентиром для всех предприятий. Альбом ИЖ 31-77 стал определяющим фактором в выборе именно этой конструкции, поскольку в условиях строгого соблюдения ГОСТов и других стандартов, альтернативы практически не рассматривались.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.