Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
Интересные факты о мотоцикле JAWA: легенда СССР

В эпоху СССР, в отличие от Европы, где доминировали автомобили, мотоциклы были гораздо более распространены среди населения.

Доступные цены, простота конструкции и возможность стать владельцем мототехники даже в юном возрасте делали мотоциклы привлекательным видом транспорта.

Jawa: любовь с первого взгляда

Среди многообразия отечественных моделей, с появлением на рынке мотоциклов Jawa от чехословацкого производителя, эта марка сразу же завоевала сердца советских мотолюбителей.

Стильный дизайн, высокое качество сборки и относительно доступная цена сделали Jawa настоящим хитом. Мотоциклы этой марки часто раскупались еще на складах, не дожидаясь поступления в магазины.

История успеха

Jawa изначально разрабатывалась для европейского рынка, поэтому управление мотоциклом было максимально простым и понятным. Одной из революционных разработок чешских инженеров стала коробка передач с полуавтоматическим сцеплением.

Являясь запатентованным ноу-хау, она впоследствии без разрешения была скопирована компанией Honda. Судебное разбирательство по этому делу чехи не только выиграли, но и получили солидную компенсацию с каждой модели Honda, оснащенной АКПП.

СССР: надежный партнер и друг

После Второй Мировой войны Чехословакия вошла в Совет Экономической Взаимопомощи. СССР стал не просто партнером, но и дружественным государством, получив право на приобретение чешских товаров.

Первым плодом этого сотрудничества стали технические разработки чешских заводов и первая модель иностранного мотоцикла, начавшаяся экспортироваться в СССР в больших количествах.

Jawa в кино

Jawa настолько органично вписалась в советскую действительность, что быстро стала звездой кинематографа.

"Приключения Электроника", "Бриллиантовая рука" и десятки других фильмов продемонстрировали стильный и популярный мотоцикл на своих съемочных площадках.

От истоков до пика популярности

В 1932 году чешские инженеры выпустили первые легкие шоссейные мотоциклы, собранные из деталей собственного производства. Основатель завода Франтишек Яничек, вложив в предприятие все свои сбережения, не прогадал.

Уже через несколько лет завод наладил выпуск 4-тактных мотоциклов с 350-кубовым двигателем. Стоит отметить, что это был один из первых заводов, освоивший, пусть и ненадолго, серийный выпуск тяжелых мотоциклов. До появления Jawa немецкие мотоциклы этого класса были практически единственными на рынке.

Не останавливаясь на достигнутом, уже в 1937 году чехи начали выпуск двухтактных 250-кубовых моделей. Несмотря на то, что с 1938 года завод фактически находился под контролем Германии, чешские инженеры втайне разрабатывали новые модели мотоциклов.

Сразу после окончания войны эти модели были запущены в серийное производство. Первая партия из 1000 экземпляров была готова к сборке уже в начале 1946 года, что является ярким свидетельством не только разработки, но и изготовления комплектующих силами чешских специалистов.

Легенда, покорившая СССР

Мотоциклы Jawa стали не просто транспортным средством, а настоящим символом эпохи. Их надежность, неприхотливость и стильный дизайн сделали их любимцами миллионов советских граждан.

Стоит отметить, что в Советский Союз поставлялись не все модели Jawa. Доступными для советских граждан были простые и базовые варианты мотоциклов, более же технически оснащенные байки чешские производители экспортировали в Европу и Америку.

В народе такие модели прозвали "пижонскими", ведь их могли позволить себе лишь те, кто не был стеснен в средствах.

Лишь спустя время, когда мотоциклов Jawa в СССР стало достаточно много, более доступные модели стали доступны и для простой молодежи, как городской, так и сельской.

Многое меняется, но Jawa и по сей день - это символ эпохи, который будоражит сердца истинных ценителей мототехники.

Комментарии

Сергей:

Яву я купил в Москве когда была олимпиада в 80г.сломался двигатель через год, заклинил двигатель. На вторичном вале не глубоко прорезан масло проводящий канал. Приварился к втулке, купил на разборе старый, разница заметна. Потом ездил без проблем. На малых оборотах садился АКБ.

Опубликовано: 10.07.2024

Владимир:

Яву 250 я купил в 1961 году. Проехал на ней от Москвы до Одессы, Кишинёва, по Крыму, ездил по всему СССР несколько лет. Ни одного отказа. Ездили в дальние поездки вдвоём с нагруженным до предела самодельным багажником. Прекрасная машина, вспоминаю с удовольствием.

Опубликовано: 07.11.2024

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Смотрите также
Почему Екатерина II запретила совместные бани для женщин и мужчин?
Когда-то в России были популярны общие бани, но Екатерина II их запретила. Рассказываем, почему так случилось.
Как именно на Руси узнавали, откуда берутся дети?
На Руси не было полового воспитания, но при этом все знали, откуда берутся дети.
Запрещённые породы кошек: какие и почему?
Что заставило их быть вне закона или притворяться другим животным
"Не для каждого": самые дорогие советские мотоциклы
Некоторые советские мотоциклы были дороже других, и вот почему!
Удивительная судьба «мужика с пивом» из «Кавказской пленницы»
Этого второстепенного персонажа из «Кавказской пленницы» нет даже в титрах, но он далеко не так прост, как кажется!
Как грузин Иосиф Сталин относился к армянам?
Всем известно, что Иосиф Сталин был грузином, но как он относился к армянам?